История пилотируемой космонавтики в сигнуманистике

История пилотируемой космонавтики в сигнуманистике

Выставка
Музей космонавтики

3 июня 2016 - 28 августа 2016

О событии

Сигнуманистика (от лат. Signum — знак и manus — рука) — коллекционирование нашивных нарукавных/нагрудных/наспинных знаков различия — нашивок и шевронов. 

Сигнуманистика долгое время являлась направлением такого вида милитарии, как униформология. И лишь недавно сигнуманисты стали представителями отдельной отрасли коллекционирования. В сигнумастике всё по-военному чётко, поэтому виды классификации экзепляров конкретны и наглядны.

За последние пятнадцать лет невозможно представить, чтобы экипажи российских космических кораблей отправлялись в космос без собственных эмблем. Однако эта символика была на космонавтах далеко не всегда. Официально первым символом государственной принадлежности космонавта считаются большие красные буквы «СССР», написанные на шлемах 8 первых космонавтов.

В 1965 году на левых рукавах скафандров экипажей «Восхода-2» (П.И. Беляев и А.А. Леонов, Д.А. Заикин и Е.В. Хрунов), чуть выше локтя была нашита эмблема, изготовленная из темно-синего бархата, в виде вытянутого ромба, в верхней части которого располагалась ракета, стартующая от земного шара. Между ракетой и полусферой планеты размещались буквы: «СССР».

Первый раз эмблемы в полном смысле слова появились на скафандрах у экипажей «Союза» по программе ЭПАС «Союз-Аполлон» у А.А. Леонова и В.Н. Кубасова.

Затем эмблемы разрабатывались только для международных экипажей по программе «Интеркосмос» и только в 1993 году у 13 основной экспедиции на ОС «Мир» появилась официальная эмблема экипажа, с которой и началась традиция изготовления эмблем для экспедиций на ОС «Мир», а впоследствии и на МКС.

Относительно небольшая коллекция нашего музея имеет 526 ед. хр. нашивок и шевронов, которые отражают полёты по пилотируемым программам: «Союз-Аполлон», «Интеркосмос», «Мир» и МКС. Также в фондах есть нашивки с эмблемами экипажей КК «Союз», «Шаттл». Отдельно можно отметить нашивки космических агентств, Центра управления полётами (ЦПК), предприятий и др.