От самолётов до межпланетных станций

От самолётов до межпланетных станций

Выставка
Музей космонавтики

Зал «Исследование Луны и планет Солнечной системы», зал «Космонавтика – человечеству»

8 июня 2017 - 17 декабря 2018

О событии

Выставка к 80-летию создания АО «НПО Лавочкина».

XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, это время торжества науки и человеческого интеллекта и, безусловно, эпоха золотых страниц покорения космического пространства, значительная часть которых принадлежит Акционерному обществу «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина».

1 июня 2017 года АО «НПО Лавочкина» исполняется 80 лет. История предприятия – это интереснейшая летопись превращения небольшого авиационного завода в головное космическое предприятие по созданию автоматических космических аппаратов для комплексных исследований планет и малых тел Солнечной системы, для астрофизических исследований Солнца и объектов дальнего космоса. Наиболее яркие и успешные этапы становления предприятия связаны с именами таких выдающихся деятелей в области науки и техники, как С.А. Лавочкин, Н.С. Черняков, Г.Н. Бабакин, А.П. Милованов, С.С. Крюков, В.М. Ковтуненко, С.Д. Куликов.

Предприятие было образовано в 1937 г. как авиационный завод № 301 для создания истребителей. Во время Великой Отечественной войны самолёты «Ла-5» и «Ла-7», наряду с другими отечественными истребителями, обеспечили превосходство над врагом в воздухе. За четыре года войны на фронт были отправлены 22,5 тысячи истребителей серии «Ла». Самолётами С.А. Лавочкина были укомплектованы более 200 истребительных полков. Вклад предприятия в дело защиты Отечества получил достойную государственную оценку: высшей наградой того времени – орденом В.И. Ленина был отмечен коллектив, звание Героя Социалистического Труда присвоено его руководителю – генерал-майору авиационно-технической службы С.А. Лавочкину.

Начиная с 1945 года, ОКБ С.А. Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. К 1947 году был создан истребитель «Ла-160» – первый отечественный самолёт со стреловидным крылом. Продолжением этой работы стал разработанный под руководством С.А. Лавочкина первый отечественный самолёт с крылом большой стреловидности – «Ла-176», на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука. За ним последовал всепогодный истребитель-перехватчик «Ла-200» (1951 г.), а в 1957 г. – «Ла-250 «Анаконда» – истребитель, оснащённый ракетами класса «воздух-воздух» с головками самонаведения. Эти ракеты также были созданы в конструкторском бюро С.А. Лавочкина.

Создание первой отечественной системы противовоздушной обороны на базе управляемых ракет наземного и воздушного базирования «С-25» («Беркут») – результат труда коллектива ОКБ Машиностроительного завода № 301. За создание первых отечественных зенитных управляемых ракет в 1956 году ОКБ Машиностроительного завода № 301 было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Конструкторскому бюро С.А. Лавочкина первым (и на многие годы единственным в мировой практике) удалось воплотить в жизнь идею создания сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

В 1960 году после скоропостижной кончины Генерального конструктора С.А. Лавочкина, решением Правительства СССР предприятие стало именоваться «Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина».

Следующий шаг «в преодолении земного притяжения» – шаг в космос с помощью автоматических космических аппаратов, был сделан под руководством Г.Н. Бабакина. В 1965 году по инициативе Главного конструктора, академика С.П. Королёва одна из тематик ОКБ-1 – исследования Луны и дальнего космоса была передана «Машиностроительному заводу имени С.А. Лавочкина». Созданные в последующие годы автоматические космические аппараты обеспечили нашей Родине неоспоримые приоритеты в космических исследованиях:

  • мягкая посадка на Луну;
  • мягкая посадка на Марс;
  • мягкая посадка на Венеру;
  • получение и передача на Землю изображений Венеры и Марса;
  • взятие образцов грунта Луны и доставка её на Землю автоматической космической станцией «Луна-16»;
  • доставка и многомесячная работа на Луне самоходных исследовательских аппаратов «Луноход-1» и «Луноход-2».

За блестящее выполнение Лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 году был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Итогом деятельности Главного конструктора Г.Н. Бабакина стала умело осуществлённая конверсия военно-промышленного предприятия в научно-производственный центр, создающий абсолютно новый вид исследовательских космических аппаратов для проведения уникальных экспериментов в интересах фундаментальной науки и выполнении научных программ в межпланетных экспедициях.

С конца 1971 году ОКБ возглавил новый Главный конструктор С.С. Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», занималось созданием и подготовкой к полёту автоматических станций «Марс-4» –«Марс-7». Две из них стали искусственными спутниками Марса.

В 1977 году Главным конструктором, а в 1987 году Генеральным конструктором и Генеральным директором «НПО имени С.А. Лавочкина» стал В.М. Ковтуненко. Под его руководством были созданы автоматические межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2», которые впервые в мире передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея. Также был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал «Фобос». Его 200-суточный перелёт к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведённые исследования внесли значительный вклад в область человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе.

При тесном сотрудничестве с учёными-астрофизиками «НПО имени С.А.Лавочкина» стало головным предприятием по созданию внеатмосферных астрофизических обсерваторий.

Более шести лет проработала в космосе космическая обсерватория «Астрон» (дата запуска – 1983 г.), и более девяти лет – обсерватория «Гранат» (дата запуска – 1989 г.) Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю мировой астрофизики и легли в основу множества научных работ. В период с 1972 по 1996 г.г. создана серия космических аппаратов «Прогноз», позволившая проводить непрерывную передачу данных астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей в реальном времени. Благодаря своей универсальности, космические аппараты «Прогноз» широко использовались для проведения научных исследований по программе «Интеркосмос». В проведении уникальных космических экспериментов, с помощью автоматических станций, принимали и принимают участие многие научные организации и предприятия, как в России, так и за рубежом. Современные научные приборы на борту станций позволяют учёным всего мира получать ценную научную информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.

В 2017 г. вводится новое наименование предприятия – Акционерное общество «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» (АО «НПО Лавочкина»).

Сегодня АО «НПО Лавочкина» − одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию космических комплексов и систем для проведения фундаментальных научных, астрофизических и планетных исследований, решения задач, связанных с укреплением обороноспособности страны, гидрометеорологией, дистанционным зондированием Земли. Универсальные разгонные блоки «Фрегат» для выведения спутников на околоземные орбиты, созданные специалистами АО «НПО Лавочкина» признаны лучшими в мире. В перспективе – проекты космических обсерваторий, систем связи и мониторинга, а также экспедиций к Луне, Марсу, Венере и Солнцу.

Предварительное изучение источников показало, что в фондах имеются некоторые материалы, которые могут быть использованы при подготовке выставки: фотографии С.А. Лавочкина в разные годы и конструкторская документация на первый реактивный самолёт Ла-150. В связи с этим предстоит провести большую работу  по научному комплектованию материалов  периода 1937-2017 годах.

В подготовке выставки принимает непосредственное участие АО «НПО Лавочкина», в том числе музей предприятия. На выставке будут экспонироваться уникальные документы и редкие фотографии из фондов ГБУК г. Москвы «ММК» и музея АО «НПО Лавочкина» по истории становления и развития АО «НПО Лавочкина». Посетители музея увидят подлинный возвращаемый аппарат автоматической станции «Луна-16», который впервые в мире автоматическим способом доставил лунный грунт с Луны на Землю 24 сентября 1970 г. Впервые за 47 лет АО «НПО Лавочкина» предоставляет возможность увидеть подлинный космический аппарат, совершивший рейс ЗЕМЛЯ-ЛУНА-ЗЕМЛЯ в Мемориальном музее космонавтики, а также подлинный контейнер для размещения капсулы  с лунным грунтом станции «Луна-16».

Среди документов – конструкторская документация по самолётам, которые выпускались в 1940-1960-е гг:

  • «Отчет об испытаниях в аэродинамической трубе ЦАГИ  Т-106 М модели самолёта «Ла-200Б»», 1952 года; 
  • «Обзор прочности самолёта «200 Б»» с автографом С.А. Лавочкина, 1952 года;
  • «Расчёт нагрузок на основное и переднее шасси самолёта «С-Т 176 Б»» 1948 года;
  • «Центровка самолёта «174-ТК» с РД-500 (по взвешиванию)» с автографами С.А. Лавочкина, Н.С. Чернякова, И.Н. Федорова, Е.Ф. Белоусова. Ноябрь 1948 г.

Две трети самолётов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, были созданы и изготовлены под руководством С.А. Лавочкина на этом предприятии. Это самолёты «ЛаГГ-3», «Ла-5», «Ла-7». В разделе выставки «Крылья Победы» (1941-1945 гг.) – рассказ о самолётах и легендарных лётчиках, которые громили врага. Среди них Герой Советского Союза  И.П. Лавейкин, который воевал на всех типах самолётов С.А. Лавочкина. 8 августа 1942 г., в день своего 21-летия,  на самолёте «ЛаГГ-3» он сбил немецкий «мессершмидт» с пилотом-ассом Р. Леппле, который сбил 64 советских самолёта. И.П. Лавейкин один из главных героев выставки. И посетители смогут увидеть его личные вещи и документы, среди которых личные лётные книжки с информацией о 24 сбитых им немецких самолётах, очки лётные, кобура для оружия и др.