Рассказ о том, как прошёл последний первомайский авиационный парад 1957 года из уст участников события.
В СССР существовала традиция проведения парадов с участием военной техники дважды в год: 1 мая и 7 ноября. Входило в программу парада показ авиационной техники, во время которого большая колонна лучших самолётов проходила над Красной площадью. В 1957 году состоялся последний первомайский воздушный парад. О том, как это было рассказывают: Юрий Михайлович Соломко (полковник, лётчик первого класса) и Анатолий Александрович Ананьев (полковник, лётчик-снайпер), во время парада управлявшие самолетом Як-25, а также Вяликов Пётр Федорович (генерал-майор авиации) управлявший самолётом МИГ-19.
Всего в воздушном параде принимали участие 135 самолетов. Ведущим колонны был легендарный М-4, за которым на расстоянии около полутора километров тройками летели стратегические бомбардировщики Ту-16. За ними следовало пятьдесят самолетов Як-25, сгруппировавшихся в пятерки. После Як-25 выстраивались МиГ-19, на тот период самые скоростные истребители.
На парад многочисленные самолеты собирались с разных аэродромов. Ту-16 прилетали с аэродрома «Мигалово» (Калинин, Тверь). Двадцать пять самолетов Як-25 прибывали с аэродрома «Ржев», а другая половина вылетала также с аэродрома «Мигалово». МиГ-19 мчались к месту сборов с «Кубинки». М-4, самолёт-лидер, взлетал с аэродрома «Жуковский».
Участники вспоминают, что сбор колонны был нелегким делом. Существовало несколько специальных средств для помощи пилотам в сохранении правильного курса:
«Как собирались — это сложная проблема. Какие у нас были ориентиры: во-первых, конечно, радиокомпасы стояли. Настраивается определенная волна, автоматически или кнопку переключаешь. Стояли, прежде всего, радиостанции, прожектора зенитные, но с зеркалом навстречу. Днем он не слепит, а одна вспышка. И дымы, шашки дымовые. Мало того, что радиостанция настроена — от одной к другой проскакиваешь и переключаешься на следующую, так ещё зеркала были».
В 1957 году, в преддверии воздушного парада, лётчики тренировались ежедневно, иногда по два пролёта за тренировку. Но в то время почти все тренировочные полеты проводились не над Красной площадью, как это принято сегодня. Колонна долетала до района города Клина, после чего поворачивала обратно. Только один раз, накануне главного, парадного, пролета, колонна ведущих самолетов могла пройти над Москвой.
Накануне парада самолеты проходили тщательную проверку. Перед первомайским парадом из патронных ящиков самолётов были изъяты боеприпасы, на место которых были заложены небольшие мешки с песком — для центровки. Также накануне закачивали новый керосин, запечатывали все отверстия на машинах.
Утром первого мая был построен весь парадный расчёт, самолёты были построены в линейку, приказ министра зачитан, прозвучала команда: «По самолётам!».
Задача лётчиков во время парада заключалась в том, чтобы пролететь чётко над левым шпилем Исторического музея и выйти на левый шпиль Храма Василия Блаженного. Во время парада нельзя было сбиться с этого курса. Если бы воздушная «армада» прошла левее, над зданием ГУМа, то зрителям она не была бы видна. Если бы колонна выстроилась правее заданного курса, зрелищем было бы сложно любоваться зрителям на трибунах. Кроме того, при сильном боковом ветре колонну начало бы сносить.
Полёт проходил на высоте 200 метров — самой оптимальной и безопасной. Ведущий самолет задавал скорость 600 километров в час. За ним на такой же скорости следовали Ту-16 и Як-25. Пилотам МиГ-19, замыкавшим колонну, приходилось тяжелее. Эти самолеты шли на скорости 650-670 километров в час, «догоняя» идущих впереди. Следовали за колонной и невидимые для зрителя запасные самолеты. Они летели недалеко от середины строя, сбоку и выше, готовые в случае каких-либо неполадок в основном строе заменить участников парада. При этом у Ту-16 был один запасной, а у Як-25 и МиГ-19 — по два. Они подходили к Москве вместе с колонной, и когда она «уходила» на Москву, возвращались на свой аэродром.
Юрий Михайлович и Анатолий Александрович вспоминают, что парады были затратными, поскольку требовали большого авиационного ресурса. Все лётчики были исключительно первого класса. Их собирали из нескольких полков.
«Например, наш Як-25. Московский округ, во Ржеве, в Бежецке. Под Ленинградом, Громово (Приозерск) и Бакинский округ (Кюрдамир). Оттуда нас и собрали 50 самолетов. Можно было собрать и проще, но мы же несли еще и боевое дежурство».
Слева — Ананьев Анатолий Александрович, полковник, лётчик-снайпер. Справа — Юрий Михайлович Соломко, полковник, лётчик первого класса, заместитель Директора Музея космонавтики по работе с ветеранами.
После того, как первомайские воздушные парады над Красной площадью были отменены, проводились пролёты и в других местах. Например, в 1968 году в честь дня авиации — над Тушино. А с 1965 года появилась уже новая традиция проведения авиационных шоу, приуроченных ко Дню Победы.
Сегодня, в день 60-летия со дня последнего военно-воздушного парада в Советском союзе, мы хотим поздравить всех участников парадной колонны и тех, кто занимался его подготовкой. Желаем вам здоровья, долгих лет жизни и просим откликнуться тех, кто прочитал материал по телефону: 8 499 750 23 00 (Юрий Михайлович Соломко).