C 9 мая 1945 года до начала космической эры прошло 12 лет. Всего 12 лет — и целая эпоха, за которую наша страна поднялась из руин и шагнула в космос. В День Победы Музей космонавтики вспоминает Героев космоса, в чьих судьбах оставила свой след Великая Отечественная война.
В первые месяцы войны на фронте потеряли своих отцов Виктор Пацаев и Владимир Ляхов. Подо Ржевом в 1942 году погиб отец Александра Иванченкова. При освобождении польского города Радома в 1944 году был убит отец Петра Климука, воевавший в партизанском отряде. На оккупированных территориях прошло детство Павла Поповича и Алексея Губарева, чей дом гитлеровцы сожгли в декабре 1941-го.
Два года в оккупации провёл и первый космонавт планеты Юрий Гагарин, который в 1941 году пошёл в первый класс. Уже в октябре деревню Клушино на Смоленщине, где жили тогда Гагарины, заняли немцы. Их семью с малыми детьми фашисты выгнали на улицу, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины успели выкопать маленькую землянку. Отца избивали и заставляли работать, а незадолго до отступления немцы угнали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Юра видел, как матери бежали за машиной, которая увозила их детей, а немцы наотмашь отгоняли их прикладами. В дальнейшем Гагарин никогда не вспоминал о тех годах.
Школьник Юрий Гагарин (второй справа) с друзьями в годы войны
Валерий Рождественский пережил блокаду Ленинграда. В обороне Ленинграда участвовал Владимир Шаталов – рядом с отцом он трудился в составе ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1».
В 1942 году токарем на московский завод буровых машин пошёл работать Лев Дёмин, которому тогда едва исполнилось 16 лет.
А десятилетнего Георгия Гречко незадолго до начала войны родители отправили из Ленинграда к бабушке на Украину. Как вспоминал сам Георгий Михайлович,
«Так получилось, что я – в оккупации, мама – в блокаде, папа – на фронте. Мама не знала, где я, а я не знал, что с мамой.
Жизнь в оккупации была очень тяжёлая, потому что была даже ситуация, когда немец наставил прямо на нас автомат. (…) Самый страшный момент в оккупации был тогда, когда мимо нас везли на расстрел людей, они выскочили из машины и разбежались. Тогда фашисты в наказание начали жечь ту слободу, где мы жили. Огонь, крики, стрельба! Они из всех домов людей выгоняли в один, дом забивали, людей заживо сжигали. Остальные дома грабили. Поскольку нам сказали, что с окраины до церкви будут всех жечь, мы попали в этот сектор. Мы с братом прибежали, нам по десять лет, схватили нашу бабушку за руки, потащили её, говорим: «Бабушка, бежим, нас сожгут». А она не бежит, говорит: «Детки, а куда мы побежим? Есть у нас дом и огород, есть, где спать и что кушать. Куда мы пойдём? Кто нас будет кормить, кто нам даст приют?» И она нас уговорила ждать лютой смерти. Это был самый страшный момент в моей жизни – ждать, когда тебя заживо сожгут! А бежать некуда. Потом наши войска освободили Украину».
Георгий Гречко в молодости
Одесситу Георгию Добровольскому в 1941 году исполнилось 13 лет. В первые дни войны подросток вместе со всеми защищал родной город, рыл окопы, гасил зажигалки. Когда осенью 1941 года Одесса пала, решил бороться с оккупантами в рядах партизан. В феврале 1944 года во время облавы Георгий был арестован полицией за хранение пистолета и был приговорён оккупационными румынскими властями к 25 годам каторги. В марте того же года будущего космонавта, которому тогда было 16 лет, выкупили у охранника тюрьмы.
Георгий Добровольский в молодости
Будущий первый гражданский космонавт Константин Феоктистов сбежал на фронт при эвакуации из занятого немцами Воронежа и позже, прибившись к советским войскам, был определён разведчиком войсковой части. Во время выполнения задания 15-летний Костя был схвачен немецким патрулём и был расстрелян… Выжил чудом – пуля, попав в подбородок и шею, прошла навылет. Об этом случае Феоктистов написал в своей автобиографической книге «Траектория жизни».
Дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой был удостоен первой звезды Героя за подвиги в Великой Отечественной войне. А свою первую награду – орден Красного Знамени – старший сержант Береговой получил в 1942 году за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.
Фронтовик Георгий Береговой
Успел повоевать и Павел Беляев, который в 1943 году попросился добровольцем на фронт. Будущему командиру экипажа легендарного «Восхода-2» было тогда всего 18 лет и его направили в Ейское военное авиаучилище. Закончив его в 1945 году, лётчик-истребитель Беляев в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии Тихоокеанской флотилии воевал с квантунской армией.