Его снимают в клипах, тиражируют на открытках и юбилейных монетах, и редко какое видео о Москве обходится без красивейших видов этого грандиозного памятника. Оказавшись рядом с ним, действительно сложно удержаться и не сделать фото на память — он вдохновляет и настраивает на подвиги! Сегодня монументу «Покорителям космоса» исполняется 55 лет!
Каждый, кто был в районе станции метро «ВДНХ», не мог не обратить внимание на этот величественный монумент, ставший символом технического прорыва человечества. Уникальная инженерная конструкция с углом наклона 77 градусов с взлетающей ракетой и дымным шлейфом, монумент «Покорителям космоса» сегодня — один из главных «космических» памятников не только столицы, но и всей страны!
Второй по высоте среди памятников России (после монумента Победы на Поклонной горе), 107-метровый монумент был открыт на Проспекте мира 4 ноября 1964 года, в седьмую годовщину запуска Первого искусственного спутника Земли при участии Сергея Павловича Королёва и космонавтов Первого отряда. Генерал-полковник ВВС, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу Николай Петрович Каманин записал в этот день в дневнике:
«После окончания митинга мы осмотрели монумент со всех сторон — он прост, величествен и красив».
Сегодня сложно представить себе этот район Москвы без памятника первопроходцам космоса, однако поначалу монумент планировалось установить на смотровой площадке Ленинских (Воробьёвых) гор, рядом с высоткой МГУ.
Уже в марте 1958 года в СССР объявили конкурс по созданию памятника-монумента в ознаменование начала эры освоения Вселенной. Всего на конкурс было отправлено порядка 1000 проектов из более, чем 110 городов Советского Союза и даже зарубежных стран. Отобранные 365 из них выставили на всеобщее обозрение в Манеже.
Проект «Гранит науки» художника ОКБ-1 В.П. Дюмина и другие конкурсные проекты
Интересно, что первые три проекта-победителя, так или иначе, обыгрывали тематику старта ракеты. Первоначальный замысел, по которому монумент посвящался достижениям СССР и советского народа в освоении космоса, был скорректирован в процессе создания памятника — к моменту открытия монумента в Советском Союзе уже вовсю происходили запуски не только спутников, но и пилотируемых космических кораблей (к ноябрю 1964 их состоялось 6). А первой премией был отмечен проект «Народ-созидатель» архитекторов Александра Николаевича Колчина и Михаила Осиповича Барща (к слову, одного из авторов Московского планетария), совместно с которыми трудились скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский и инженер Лев Николаевич Щипакин.
Авторы проекта-победителя А.П. Файдыш-Крандиевский, М.О. Барщ, А.Н. Колчин и Ю.А. Гагарин в мастерской
По проекту авторов, 50-метровый памятник представлял собой взлетающую ввысь ракету с шлейфом из матового стекла, который планировалось подсвечивать изнутри в тёмное время суток. Вся конструкция опиралась на массивный стилобат, облицованный полированным гранитом. Скульптур изобразил на стилобате многофигурные бронзовые горельефы с изображением советских людей всех профессий, принимавших участие в покорении космоса. Поначалу Файдыш-Крандиевский разместил в числе этих людей и Сергея Павловича Королёва, что разгневало Главного конструктора, считавшего, что для увековечивания есть и более достойные герои. По другой версии, фигуру Королёва с горельефа убрали по соображениям секретности.
Выбор этого проекта потребовал пересмотра площадки для возведения памятника-монумента покорителям космоса — установка памятника у здания МГУ, главной архитектурной доминанты Ленинских гор, нарушала композицию и вносила диссонанс в облик этого уголка Москвы. Тогда было предложено возвести его на пустыре неподалеку от главного входа ВДНХ.
Почти сразу же было решено отказаться и от использования стекла. По предложению Главного конструктора Сергея Павловича Королёва, ракетный шлейф облицевали отполированными титановыми пластинами, не подверженными коррозии и отражающими небо. Это решение потребовало дополнительных инженерных расчётов и внесения дополнений в инженерную часть проекта, с чем успешно справились в НИИ строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова, где работой руководил Владимир Николаевич Лаптев. Также Королёв добился поставок дефицитного металла для строительства — к тому времени Главный конструктор проживал неподалёку в особняке на 1-й Останкинской улице, подаренном ему Правительством СССР за запуск Первого спутника Земли, из которого наблюдал за ходом возведения монумента и практически каждый день, когда был в Москве, совершал прогулку до стройплощадки. В марте 1960 года Королёв предложил Правительству в будущем разместить в стилобате монумента музей космонавтики.
В процессе доработки проекта высота монумента увеличилась до рекордных для Москвы 107 метров. Величественный и грандиозный монумент, будто собранный из пучка парабол, был увенчан моделью ракеты, длина которой составляет 11 метров. Несмотря на свои колоссальные размеры, у памятника отсутствует чувство тяжеловесности и нагромождения. Авторы смогли ярко выразить стремительность старта ракеты — предвестия начала космической эры в истории Человечества. Эту же мысль продолжают стихи поэта Николая Грибачёва на фасаде стилобата:
«И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!».
250-тонная стальная решётчатая конструкция была собрана вручную на земле и поднята при помощи специальных кранов. Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции — наклонная башня, до того известный в истории лишь одним подобным сооружением — знаменитой колокольней пизанского собора, которая, впрочем, изначально не задумывалась как «падающая».
Лётчики-космонавты СССР на открытии Монумента «Покорителям космоса»
Спустя три года, в 1967 году перед монументом на развилке проспекта Мира и улицы Академика Королёва был создан парк с мемориальной аллеей Героев Космоса, венчала которую скульптура Константина Циолковского. Со временем на аллее были установлены бюсты космонавтов и пионеров ракетостроения: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Владимира Комарова, Сергея Королёва, Мстислава Келдыша и Валентина Глушко. В 2006-2009 годах была проведена реконструкция аллеи, на которой появились скульптурная группа «Созвездие героев» (бюсты космонавтов-москвичей: Александра Александрова, Виталия Лебедева, Светланы Савицкой и Владимира Соловьёва), а также масштабная модель Солнечной системы — причём, планеты на ней расположены именно так, как это было в день запуска Первого ИСЗ, 4 октября 1957 года.
Наряду с Кремлём, сталинскими высотками и Триумфальной аркой, монумент «Покорителям космоса» стал очередной яркой страницей архитектурной летописи Москвы. Сегодня монумент является объектом культурного наследия федерального значения.
Одна из копий монумента долгое время стояла в Боровске, на родине основоположника практической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, а другая была передана СССР в дар Организации объединённых наций и установлена на территории Дворца Наций — европейской штаб-квартиры ООН.
10 апреля 1981 года, к 20-й годовщине первого полёта человека в космос внутри стилобата — как и хотел Сергей Павлович — был открыт Музей космонавтики.
Здесь вы можете увидеть советские открытки с изображением Монумента, а здесь — его современные фото, а ещё посмотрите клип группы Deep Forest «Sweet Lullaby», в котором можно увидеть сегодняшнего именинника.