Полёт «Бурана» – выдающееся достижение отечественной космонавтики

Полёт «Бурана» – выдающееся достижение отечественной космонавтики

15 ноября 2018 года исполняется 30 лет со дня успешного полёта в автоматическом режиме орбитального корабля «Буран», стартовавшего на орбиту на тяжелой ракете-носителе «Энергия».

Разработка системы «Энергия» и корабля «Буран» началась в 1974 году. При создании ракеты-носителя «Энергия» были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских центров, строительно-монтажных и эксплуатационных предприятий.

«Энергия» – универсальная система. Она была способна выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран». Особенность баллистической схемы полёта состоит в том, что «Энергия» лишь создаёт условия для выхода «Бурана» на орбиту, а сама, продолжая уже пассивный полёт по суборбите, приводняется в заданном районе Тихого океана.

По своей конструкции и характеристикам «Буран» существенно отличается от всех ранее созданных в нашей стране космических кораблей. «Буран» – крылатый летательный аппарат самолётной конфигурации со свободно несущим и низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности. Крыло (суммарная площадь около 250 кв. метров) позволяет «Бурану» планировать и совершать безмоторную посадку на аэродромную полосу после возвращения его из космоса.

Корабль «Буран» вышел на орбиту искусственного спутника Земли, совершил два витка вокруг Земли на высоте 250 км и через 205 минут после взлета выполнил автоматическую посадку на специально построенную для него взлетно-посадочную полосу длиной около 5 км и шириной 80 метров с высоким качеством покрытия. Аэродром был оснащен современными радиосредствами, обеспечивающими всепогодную посадку, включая автоматическую.

Заменяющие друг друга четыре компьютера управляли движением «Бурана» на всех участках полёта, обеспечивали навигацию и управление работой бортовых систем. Основой установки являлся быстродействующий вычислительный комплекс, способный быстро решать множество задач и прежде всего увязывать баллистические параметры с программой полёта.

Инерциальная система навигации, основа которой – приборная платформа, стабилизированная в пространстве с помощью гироскопов, получала исходную информацию от звездных датчиков и датчиков, определяющих положение корабля относительно Земли, а также от системы спутниковой навигации.

Бортовая система управления возвращаемого корабля «Буран» разрабатывалась под руководством Николая Алексеевича Пилюгина. 18 мая 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения дважды Героя социалистического труда, академика, учёного и конструктора систем управления ракет-носителей.

Новое направление в гироскопии, разработанное на основе созданной под руководством Николая Пилюгина бортовой цифровой вычислительной машины оказалось не только сменой технологий, но и сменой стиля мышления.

После 1970 года в НИИ автоматики и приборостроения все системы управления ракетных комплексов оснащались гироскопами и бортовой вычислительной техникой собственной разработки. Николай Пилюгин создал уникальное научно-производственное объединение – проектирование и изготовление приборов и подсистем вычислительного комплекса, инерциальной системы и необходимого бортового интерфейса ведутся в рамках одного предприятия.

Космический корабль «Буран» стал великим творением советских рабочтх, инженеров, конструкторов, а его единственный полёт вошёл в «Книгу рекордов Гиннесса». Для нашей космонавтики этот запуск был переходом от систем одноразового использования космической техники к многоразовым – «Буран» был рассчитан на 100 полетов в космос.

В экспозиции Музея космонавтики представлены: макет многоразовой транспортной ракетно-космической системы  «Энергия»-«Буран» в масштабе 1:10; модель орбитального корабля «Буран» для проведения аэродинамических испытаний; модель орбитального корабля «Буран» для проведения испытаний на приводнение, кресло катапультируемое для пилота «Бурана» К-36, гермошлем лётчика-испытателя и высотно-компенсирующий спасательный костюм космонавта космического корабля многоразового использования «Буран».

В «Вещевом фонде» музея находятся вымпелы, посвященные полёту многоразовой космической системы «Энергия»-«Буран».

В фонде «Фалеристика» находятся медали из серии «Творцы науки и техники», посвящённые Н.А. Пилюгину; значки, посвящённые полёту орбитального корабля «Буран».

Над текстом работали: Н.Н. Веричева, Т.Э. Иванова, И.А. Репкина.